Библиотека

Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует наряду с сообщением определенных программных сведений, более активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний учащимися, особенно при их самостоятельной работе. Определенный вклад в решение этой задачи должна внести более тщательная разработка и внедрение в процесс обучения современных, научно обоснованных учебно-методических материалов, которые по использованным в них способам представления знаний отходят от традиционного исполнения, характерного для большинства учебной литературы. Вместе с тем учебно-методические материалы должны выполнять не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции. Управляющая функция учебно-методических материалов проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно-логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах.

Для повышения эффективности самостоятельной работы учащегося учебно-методические материалы должны также дополняться методическими указаниями, выполняющими только руководящую и направляющую роль. Содержание такого материала должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебно-методического материала, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам. Организационно-контролирующая функция учебно-методического материала проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у учащегося навыков самостоятельной работы.